"Зверьё моё". Выставка изделий ИФЗ

"Зверьё моё". Выставка изделий ИФЗ
Задать вопрос
Хотите узнать больше? Спросите нас!

«Как художник я преклоняюсь перед животным миром – мощным проявлением красоты. Как биолог я признаю в животном собрата человека. Как человек я не могу забыть огромной жертвенной роли животного в построении человеческой цивилизации»


В. А. Ватагин
График, скульптор - анималист,
профессор, академик АХ СССР.

Художественный фарфор сопровождает человека всю жизнь. Можно с уверенностью сказать, что это одно из самых ярких, значимых и любимых направлений в декоративно-прикладном искусстве - искусстве самом близком человеку.
В России издавна были известны фарфоровые изделия из Китая и Германии, производство которых хранилось в строжайшем секрете. Из-за редкости и дороговизны, фарфор ценился на вес золота.
В начале 18 века велись попытки наладить собственное производство в России, но лишь в 1744 году, в десяти верстах от Петербурга, был основан первый фарфоровый завод - Императорский.
Для организации процесса были приглашены немецкие мастера, выдающие себя за людей, владеющих секретом изготовления фарфора. Однако все их опыты по созданию производства в России провалились.
Человеком, раскрывшим тайну «фарфора» - материала подарившему России великую славу, стал уроженец города Суздаль - Дмитрий Иванович Виноградов, работавший на Императорском заводе.
Русский фарфор, созданный Виноградовым в середине 18 века по качеству, не уступал Саксонскому, а по составу, изготовленному исключительно из отечественного сырья, приближался к Китайскому. И хотя первые созданные образцы и находились под влиянием западного искусства, с самого начала Виноградовский фарфор развивался в сторону естественности и простоты, сохраняя самобытную, очаровательную прелесть русского народного творчества.
Спустя свыше двух с половиной веков фарфор с берегов Невы продолжает оставаться первым по значимости и культурной ценности в России, эталоном декоративно-прикладного искусства и высокого качества в мире.

Анималистика - это изображения животных. Такие примеры встречались еще в наскальных росписях Каменного века. Путешествия, развитие биологических и географических наук, фотография и конечно кино - расширили возможности познания животного мира.
Зверь не позирует, свое состояние выражает через движение. Требуется большое мастерство, интуиция художника и сотни рисунков прежде, чем мы увидим примеры анималистического искусства. Мастера разрабатывают фактуру шерсти и оперения, ищут цветовую связь между животным и пейзажем, досконально изучают анатомию, ставят свои персонажи в смелые, порой замысловатые ракурсы, стремясь создать подлинный образ зверя или птицы.
Удачно выбранный материал, хорошо обработанный, увеличивает эффект от замысла художника. Фарфор позволяет воплощать как мягкие, текучие скульптурные формы, так и создавать резкий контур. В фарфоре можно очень близко подойти к натуре, что позволяет увидеть произведения, призванные не только ласкать взгляд, но и будить мысль, эмоционально захватывать зрителя.
Анималистическая тематика практически отсутствует на Императорском фарфоровом заводе в 18-19 веках. Некоторый интерес к ней, намечается лишь на рубеже 19-20 веков. Но после революции опять исчезает - от фарфора теперь требуют не украшение быта, а агитации за новую жизнь.
В 1930-1940-х годах на Ленинградском фарфоровом заводе (завод был переименован в 1936-м году) возобновляется интерес к изображению животных в скульптуре и живописи по фарфору.
Самый яркий представитель данного жанра в это время - И. Ризнич. Непревзойденный мастер увлекает зрителя изображениями «наших меньших братьев», их среды обитания и образа жизни (скульптура «Глухарь»). При всеобщем увлечении в эти годы преобразованиями в стране и покорением природы - автор своими работами, встает на ее защиту.
Художник детской книги Е. Чарушин начал работать в скульптуре в годы войны. Его произведения ярко расписаны, насыщены мелкими деталями, решены с юмором (скульптура «Козленок Васечка»).
Участие, в международной выставке в Париже в 1937-м году, принесло Ленинградскому фарфоровому заводу золотую медаль.
В 1950-е годы ведущим анималистом становится Б. Воробьев, и появляются его самые известные работы – скульптуры: «Белый медведь идущий» и «Белый медведь сидящий». Автор умеет найти яркую деталь, необычный композиционный прием. Звери Б. Воробьева свободно «дышат» и имеют характерный четко читающийся силуэт (скульптуры - «Выдра с рыбой», «Жеребенок стоящий»).
Скульптуру завода этого периода украшает подглазурная роспись - мягкие коричневые, серые, зеленоватые тона и, конечно, знаменитый бархатный кобальт. Эта тенденция в цвете сохранилась и в наши дни.
В конце 1960-х годов в советском искусстве происходят серьезные изменения, меняется идеологическая основа. Анималистический жанр, как наиболее аполитичный оказывается в числе ведущих и к концу века становится преобладающим в тиражируемой скульптуре. Появляются новые имена. Произведения художника П. Веселова отличает мягкость и теплота. Его птицы и звери не проявляют агрессии, не испытывают боли или страха - любимый сюжет звериные малыши (скульптуры «Щенок», «Крапивнички»).
Скульптурная группа П. Веселова - «Жирафы» в 1959-м году, в г. Остенде получила серебряную медаль, уступив лишь работе Пабло Пикассо.
В настоящее время, технология изготовления на Императорском фарфоровом заводе (заводу было возвращено первоначальное название в 2005-м году), практически не изменилась, скульптура делается вручную из «твердого» и «мягкого» фарфора (отличие в режимах обжига) и, несмотря на серийное производство, каждое изделие сугубо индивидуально. Роспись выполняется также вручную подглазурными и надглазурными красками.
Артистизм, яркая природная выразительность, одухотворённость создаваемых образов принесли поистине мировую известность фарфоровому «зоопарку» с марками «ЛФЗ» и «ИФЗ». Эти скульптуры коллекционируют, любовно хранят всей семьей, передают из поколения в поколение.
Хочется надеяться, что выставка пробудит у зрителя добрые чувства, поможет удивиться и восхититься хрупкой и навсегда свободной природой.

Я. В. Бежанская
Искусствовед




Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.